Колизей является, наверное, самым известным памятником древнеримской архитектуры: его величественный силуэт прочно ассоциируется у туристов с Италией и навевает мысли об античности, императорах и жестоких гладиаторских боях. Находится он в Риме, в низине между Палатинским, Эсквилинским и Целиевым холмами, и хоть время наложило на него определённый отпечаток, он всё ещё поражает умы и сердца людей. Статистика утверждает, что каждый год его посещают не меньше шести миллионов туристов.
Само слово «Колизей» происходит от латинского «Colosseus, colosseum», т.е. «огромный, исполинский». Однако далеко не все знают, что в древности его называли совсем иначе – Амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium). Исследователи до сих пор не могут разобраться, откуда внезапно в VIII веке возникло прозвание «Колизей» – то ли повлиял тот факт, что неподалёку когда-то стоял другой исполин-«колосс», статуя солнечного бога Гелиоса, то ли так причудливо исказилось словосочетание Collis Isaeum – «Холм, на котором находится Изэум», т.е. храм египетской богини Исиды, который действительно располагался прежде на одном из холмов.
Кто же такие эти Флавии? Речь об императорской династии, первому представителю которой, Титу Флавию Веспасиану, и пришла в голову идея создания столь масштабной постройки. Тогда ему, недавно заполучившему власть после долгой и тягостной гражданской войны, необходимо было закрепить народную любовь и, кроме того, избавиться от всякой памяти о свергнутом тиране Нероне. Потому на месте озера возле его бывшей резиденции, Золотого дома, была заложена основа гигантского амфитеатра, способного вместить десятки тысяч зрителей – ведь, как известно, народ всегда был охоч не только до хлеба, но и до зрелищ. Строительство растянулось на восемь лет, с 72 по 80 годы н.э. В нём принимало участие около ста тысяч рабочих, среди которых находились как профессиональные инженеры, художники и декораторы, так и военнопленные и рабы, доставленные специально для тяжёлого физического труда.
Немного занятных фактов из истории Колизея:
- На самом деле Колизей не идеально круглый: он построен в форме эллипса. Находились в нём были места для представителей любого статуса, и, разумеется, эти места весьма отличались: чем беднее был зритель, тем выше ему приходилось искать место. Лучший вид открывался из императорской ложи в четырёх метрах над ареной, с северной стороны. Также для людей из разных сословий существовали разные входы и лестницы. В день Колизей мог впустить огромное количество народа, вплоть до пятидесяти тысяч зрителей, и чтобы вся эта масса людей не изнемогала под палящим солнцем, над зданием могли создать импровизированную «крышу» – протягивали полотняный тент, подвешенный на канатах.
- До VIII века в Колизее регулярно проводились гладиаторские бои, схватки диких животных, представления, изображавшие сцены из мифологии, и публичные казни. Игры шли с раннего утра. В первой половине дня экзотические звери, тигры, леопарды, медведи и даже крокодилы, сражались друг с другом или становились жертвами охотничьей травли. Вторая же половина была временем кровавых битв между людьми. В битвах сталкивались профессиональные бойцы, бывшие военные, преступники и рабы.
- В программу было включено ещё одно необычное мероприятие: навмахия, сражение с имитацией морского боя, для которого арену специально затaпливали на метр. Воду пускали по акведукам и устанавливали небольшие, но вполне рабочие реконструкции реальных военных кораблей. По свидетельствам, во время церемонии открытия Колизея было устроено одно такое сражение, изображающее знаменитое сражение между керкирянами и коринфянами в Пелопоннесскую войну. Однако позже, при императоре Доминициане, под Колизеем был построен подвал с многочисленными переходами и помещениями для животных, что сделало невозможным затопление арены и проведение навмахий.
- В Средние века Колизей оказался в запустении: новые власти не видели необходимости в реставрации места, где погибло несметное число людей и животных. Ещё во времена Римской империи здание сильно страдало то от пожаров, то от землетрясений, и постепенно после его закрытия и запрета на гладиаторские бои Колизей частично принялись разбирать на строительные материалы для починки домов и строительства церквей. И лишь в XVIII веке католической церковью было принято решение сохранить Колизей как памятник старины, а в настоящее время министерство культуры Италии высказывает надежды на полномасштабную реконструкцию амфитеатра.