Содержание
Дифференциация «серого», «голубого», «бирюзового» и «зеленого» водорода
В дополнение к безвредному для климата «зеленому» водороду также традиционно производится «серый» водород. Эта водородная энергия получается из сырой нефти или природного газа (CH4), например, путем разделения природного газа на водород и углекислый газ. «Серый» водород в настоящее время по-прежнему составляет значительную часть водородной экономики. Таким же образом производится и «голубой» водород, только полученный СО2 постоянно хранится под землей. «Бирюзовый» водород получают также из CH4. Однако здесь газ распадается на водород и твердый углерод. Затем углерод либо подвергается дальнейшей переработке в промышленности, либо, подобно CO2, хранится отдельно от производства «голубого» водорода.
Хранение и транспортировка
Хранение и транспортировка водорода в больших масштабах бросают вызов будущему водородной энергетики. В большинстве случаев водород хранится либо в газообразной форме при очень высоком давлении, либо в жидкой форме при очень низких температурах. Водород — очень легкий газ, имеет большой объем и требует много места для хранения. Для этого особенно подходят подземные хранилища. Однако исследователи уже работают над способами максимально энергоэффективного сжатия ценного энергоносителя водорода. Преимущество сжатого водорода состоит в том, что он не только имеет меньший объем, но и более высокую плотность энергии. Однако на данный момент сжатие по-прежнему связано со сравнительно высоким уровнем усилий и не подходит для массового использования.
Водородная энергетика в оборотном движении
Как упоминалось ранее, водород сжигается примерно в три раза эффективнее, чем бензин по массе. Поэтому с сегодняшней точки зрения использование водородной энергии в большегрузном транспорте и автобусах представляет особый интерес. Но водород как энергоноситель также становится многообещающим маяком надежды в автомобильной промышленности. Уже существуют первые водородные автомобили, которые заправляются сжатым водородом и вместо вредных выхлопных газов выбрасывают нейтральный для климата водяной пар. Автомобили, работающие на водородной энергии, уже имеют запас хода почти в два раза больше, чем у электромобилей. Однако по-прежнему отсутствует надежная инфраструктура, позволяющая этой технологии заменить обычные двигатели внутреннего сгорания на дорогах. Пока лишь очень немногие заправочные станции оборудованы водородными насосами.
В чем преимущества водородной энергетики?
- Почти нет выбросов CO2 (особенно зеленого водорода).
- Месяцы хранения энергии (в сосудах под давлением или газовых кавернах).
- Устойчивая добыча ресурсов (например, энергия ветра, солнечная энергия).
- Высокая плотность энергии (энергоэффективный и мощный, в 3 раза более мощный и энергоэффективный, чем ископаемое топливо).
- Источник энергии для производства стали (устойчивая альтернатива углю).
- Охлаждающая жидкость в силовых установках (может поглощать много тепла).
- Нет необходимости в больших полезных площадях.
- Время зарядки 5 минут на топливных насосах H2.
- Водородный топливный элемент: тихий, низкие затраты на техническое обслуживание, большой радиус действия.
- Возможно универсальное использование (промышленность, домашнее хозяйство, мобильность).
Каковы недостатки водородной энергетики?
- Высокие затраты.
- Нет развитой инфраструктуры.
- Высокое потребление энергии для производства.
- Частичное использование ископаемого топлива.
- Хранение и транспортировка водорода затруднены.
- Легковоспламеняющийся.
- Технология еще не совсем зрелая.