Пукирев Василий Владимирович: биография, образование, карьера художника, картины

Василий Владимирович Пукирев — русский художник жанровой живописи. В 60-е годы 19-го века он был среди подающих наибольшие надежды молодых художников. Однако единственная знаменитая картина Василия Пукирева — «Неравный брак». Биография и творчество Василия Пукирева — далее в этой статье.

Биография

Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в Тульской губернии, точные дата и место рождения неизвестны. Он рос в крестьянской семье, однако с ранних лет тяготел к рисованию, и родители позволили ему учиться иконописи. Юный Василий делал большие успехи в этом мастерстве. Однажды его талант был замечен и высоко оценен покупателем икон, приехавшим из Москвы. Он предложил юноше ехать вместе с ним и поступать в художественный институт. С благословения родителей Василий отправился в путь. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на курс профессора живописи Сергея Константиновича Зарянко.

Успехи начинающего художника были поистине блестящими — уже в 1850 году 18-летний Пукирев удостоился звания гимназического учителя рисования, а к 1855 году повысил свою квалификацию до неклассного художника (серебряная медаль, позволяющая повышать художественный ранг). Ниже представлена картина Василия Пукирева «Портрет М. Н. Облеуховой», за которую он и получил эту медаль в 1855 году.

Василий решил не продолжать повышение квалификации и уже в 1858 году выпустился под званием «свободного художника». Однако в 1860 году он все-таки представил институтской комиссии портретный этюд под названием «Девушка», за который был удостоен академической степени в области исторической, жанровой и портретной живописи. С 1861 года Василий Владимирович Пукирев стал преподавателем в своем училище и поселился в казенной квартире на его территории. С 1862 по 1863 год художник находился за границей, куда был отправлен дирекцией училища на средства благотворительного общества любителей художеств. Целью поездки было обозначено «обозрение картинных галерей и ознакомление с произведениями живописного искусства».

В 1863 году на академической выставке была представлена картина Василия Пукирева «Неравный брак». Она произвела необычайный фурор в среде искусствоведов и любителей живописи, поразив всех свежестью идеи и качеством исполнения, а также необычно большим для картин подобного сюжета размером — 173 на 136,5 см. За эту картину Василий Владимирович Пукирев был удостоен звания профессора живописи и получил средства на очередную поездку за границу — он путешествовал с мая по июль 1964 года.

Во второй половине 60-х и начале 70-х годов картины Василия Владимировича Пукирева хоть и пользовались успехом, но превзойти «Неравный брак» так и не смогли. В 1973 году, из-за проблем со здоровьем, художнику пришлось оставить преподавание. Он продолжал писать картины, но каждая новая работа была откровенно слабее предыдущей. Во второй половине 70-х Пукирев вновь взялся за иконопись — его иконы того периода хранятся в церкви Страстного монастыря и храме Троицы Живоначальной.

В 1879 году бывшие коллеги Василия Пукирева добились для него пенсии от училища, однако этого было мало. Здоровье художника ухудшалось, и в начале 80-х годов он взялся за иллюстрации — им были созданы рисунки к произведениям «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева. Одну из иллюстраций к «Мертвым душам» можно увидеть ниже.

1 июня 1890 года забытый всеми художник Василий Пукирев скончался в голоде и нищете. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Искусствовед Андрей Иванович Сомов написал небольшой некролог, который был опубликован в приложении к журналу «Вестник изящных искусств»:

Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след.

«Неравный брак»

Главное произведение Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» появилось в то время, когда вопрос браков по расчету в России стоял особенно остро. 8 из 10 семейных союзов к середине 19-го века строились на основе материальной выгоды, и только 2 заключались по любви. В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Островского «Бедность не порок», а в 1861 году Священным Синодом был провозглашен запрет на браки с большой разницей в возрасте. Спустя всего три года свет увидел «Неравный брак» – картину, как никогда актуальную и злободневную. Ведь очень многие богатые пожилые мужчины, ищущие брака с бесприданницами, и молодые небогатые, желающие брака с богатыми пожилыми дамами, были возмущены этим церковным запретом и выступали с требованиями его отмены.

На полотне изображен обряд венчания молодой девушки и пожилого мужчины. Изображен на картине и сам художник — в образе шафера, стоящего позади невесты и явно недовольного происходящим.

«В мастерской художника»

Следующей большой картиной Василия Пукирева стало полотно «В мастерской художника», написанное сразу после возвращения из-за границы, в 1865 году. В роли художника изображен сам Пукирев. В своей мастерской он демонстрирует большую икону искусствоведу, в то время как попы рассматривают картину со светским сюжетом. В комнату боязливо заглядывает служанка — вероятно, чтобы посмотреть на зашедших в дом представителей церкви. Интереснее всего на картине обустройство мастерской Пукирева. Доподлинно неизвестно, изобразил ли автор какой-то реальный случай демонстрации икон и полотен, или же изобразил вымышленный сюжет.

«Ревность женщины»

Василий Владимирович Пукирев написал эту картину в 1868 году, и она стала одной из первых приблизившихся к успеху «Неравного брака». Изюминкой картины является очень темное окно, в котором зритель не сразу различает обнимающихся мужчину и женщину. Название «Ревнивая жена» («Ревность женщины») явно является ироничным — по тому, с какой жалостью и скорбью художник изобразил лицо несчастной женщины, трудно сказать, что он ее осуждает. Ревнивая женщина не ошиблась в своих подозрениях и, выследив неверного мужа, оказалась лицом к лицу с его изменой. Переехав из деревни в большой город, Пукирев впервые столкнулся со светским образом жизни — материальными ценностями, изменами в судьбе несчастных городских женщин. Вся эта суета богатых и аристократов явно была противна художнику. Желая обратить внимание на проблемы общества, Василий Владимирович делал их центром своих полотен.

«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»

Эту картину Василий Пукирев тоже написал в 1868-м, но здесь сюжет, скорее, из его детских и юношеских воспоминаний — внутри простой крестьянской хаты сельский дьяк на примере специальной картинки рассказывает крестьянам про Страшный суд и его последствия. Как и в случае с полотном «В мастерской художника», здесь очень интересны факты быта — общий вид избы, ее обстановка, одежда крестьян, настенные иконы. Так же характерны жесты — женщины придерживают голову рукой, размышляя над словами дьяка, а маленький мальчик в ужасе жмется к маме.

«Мальчик с птичьим гнездом»

Крестьянский мальчик с картины «Дьячок» — не первый подобный герой на картинах Пукирева. В 1856 году, во время обучения в училище, художник уже изображал маленького крестьянина на картине «Мальчик с птичьим гнездом». На ней изображен задумчивый мальчик, собирающийся перейти лесную речку — в руке он бережно держит птичье гнездо. Неизвестно, подобрал ли мальчик упавшее гнездо с земли, или самостоятельно снял его с ветки. Одно ясно — доброе лицо мальчика никак не делает его хулиганом и разорителем птичьих жилищ. Скорее всего, он нашел гнездо на земле и решил принести его домой, чтобы не дать будущим птенцам погибнуть от лап хищников.

«Прием приданого в купеческой семье по росписи»

Еще одно полотно Василия Владимировича Пукирева на тему брака и его отвратительной, материальной стороны. На картине показан обычный для своего времени сюжет — семья невесты за несколько дней до свадьбы собирает ее приданое, чтобы отправить его в дом жениха. Очевидно, насколько неприятна эта процедура семье невесты — горделивая поза жениха, наблюдающего за процессом в дверях, неприятная фигурка приказчика со списком, явно придравшегося к качеству платья. Невеста с сестрой или подругой с ужасом наблюдает за этой картиной. Тем временем мать невесты вместе с младшей дочерью укладывает стопки белья в сундук. Ее лицо явно выражает попытку абстрагироваться от происходящего.

Полотно было создано в 1873 году, как и на предыдущих картинах, здесь интересны быт и обстановка небогатого купеческого дома — скромная обстановка, несколько картин и клетка с канарейкой, подвешенная к потолку.

«Сбор недоимок»

С этой картиной в 1875 году Василий Владимирович Пукирев снова вернулся к крестьянской теме. Изображен очередной печальный сюжет — женщина на коленях умоляет пристава не забирать ее корову. Очевидно, скотину уводят в счет каких-то долгов, коими крестьяне в то время были обложены со всех сторон — художник знал об этом не понаслышке, потому в картине столько искреннего страдания. Очень интересно световое решение — словно на сцене, молящая крестьянка и пристав находятся на свету, в то время как семья женщины остается в тени. В этом выражена вся их безысходность — они рядом, но никак не могут повлиять на происходящее.

«Прерванное венчание»

Одной из последних картин Васили Пукирева, снискавших одобрение и успех, стало это полотно, написанное в 1877 году. Второе название картины — «Двоеженец» — легко объясняет зрителю, чем же было прервано венчание и от чего потеряла сознание невеста. Женщина в черной мантии рядом с женихом — его жена. Очередной сюжет на тему венчания вновь произвел фурор на выставке: сбежавший муж, желающий обмануть сразу двух женщин и вновь жениться на другой — это стало распространенной проблемой к концу 19-го века. Полотно поражает своей сиюминутностью — все фигуры выглядят живыми, замершими неподвижно лишь за секунду до того, как зритель обратил на них внимание.

Источник: fb.ru

Читайте также:

Оставить ответ