Барбизонская школа живописи. Французские художники-пейзажисты

Барбизонской школой живописи называют группу французских пейзажистов. Свое имя школа получила в честь небольшой деревни Барбизон на севере Франции, в Фонтенбло. В этом местечке жили такие известные художники-барбизонцы, как Милле, Руссо и многие другие представители этого течения. Они в своем творчестве опирались на голландские традиции живописи, которые провозгласили Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема и многие другие.

Барбизонская школа пейзажа отталкивалась и от стиля французских пейзажистов, таких как Клод Лоррен и Никола Пуссен. Помимо прочего, на творчество барбизонцев немало повлияли их современники, которые не входили в группу – Делакруа, Коро, Курбе.

Искусство пейзажа

Пейзажем называют жанр искусства, где главным предметом изображения является природа, будь она нетронутой и первозданной или в той или иной степени преображенная рукой человека. Особенное значение отдается перспективе и композиции, а также корректной передаче атмосферы, световой и воздушной среды, ее переменчивости. В картинах барбизонцев нередко мелькали деревенские пейзажи – художники стремились запечатлеть красоту, их окружающую.

Пейзажи считаются достаточно молодым жанром живописи. Много столетий природу и окружающую среду изображали в дополнение к персонажам на картинах. Природа скорее использовалась в качестве декорации, будь то иконопись или сцены жанровых сюжетов.

Позднее, с развитием научного прогресса, а также накоплением знаний о перспективе, правил композиции и колористике, природные виды стали полноценным участником общей композиции картины. Со временем природа стала центральным объектом изображения, что вылилось в отдельный жанр.

История

Долгое время картины художников-пейзажистов представляли собой обобщенные, идеализированные образы. Большим рывком в осознании художником значения пейзажей стало изображение некой конкретной местности. Так искусство пейзажа отошло от воображаемых, идеализированных видов и стало более понятным и приятным глазу. Публика стала больше доверять видам, которые были им знакомы или напоминали им о чем-то, что они видели в реальной жизни.

В качестве живописного жанра пейзаж заявил о себе в сфере европейского искусства, несмотря на то, что на Востоке уже давно существовали традиции пейзажного рисунка, который имел под собой глубокую и цельную философию, выражающую отношение жителей Древнего Китая, Японии и других восточных стран не только к природе, но и к жизни и смерти. Однако восточное пейзажное искусство со временем оказало немалое влияние на европейские художественные традиции.

Картины французских художников и других европейцев XVII-XVIII веков – образец эстетических представлений о пейзаже. Произведения импрессионистов и постимпрессионистов стали кульминацией развития этого жанра.

Расцветом пейзажного творчества стало появление пленэрного пейзажа, который связан с созданием тюбиковых красок. Картины пейзажей маслом, которым было легко пользоваться и можно было брать с собой, подняли этот жанр на новый уровень. Ведь это новшество позволило живописцу выйти из своей художественной мастерской и работать на открытом воздухе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило мотивы пейзажных произведений, а также приблизило искусство к простому зрителю: деревенские пейзажи стали более реальными и понятными простой публике.

Первые работы в предбарбизонском духе были продемонстрированы на Парижском салоне в 1831 году, буквально сразу после революции 1830 года. Особое внимание приковала к себе картина Делакруа под названием «Свобода на баррикадах». Еще через два года Руссо выставил свою картину «Окрестности Гранвиля», которую высоко оценил Дюпре. С этого момента завязывается их дружба, которая и положила начало формированию школы.

Особенности пейзажей

При господстве академизма пейзажи относили к «второстепенному жанру», но с приходом импрессионистов это направление завоевало свой авторитет. При взгляде на лучшие картины пейзажей маслом или любым другим материалом можно почти физически ощутить собственное присутствие в среде картины, практически почувствовать запах написанного моря, дуновение ветерка, услышать лесную тишину или шум листвы. В этом и заключается подлинное искусство.

Картины художников-пейзажистов изображают открытое пространство, которое включает земную или водную поверхность. Также на полотне могут присутствовать различные здания или техника, растительность, метеорологические или астрономические явления.

Иногда пейзажист может включить и фигуративные образы – людей или животных. Но обычно они изображаются в виде мимолетных ситуаций, являясь дополнением к изображению природы, а не главной ее частью. В пейзажной композиции им отводится скорее роль стаффажа, чем главных героев.

В соответствии с мотивом можно выделить следующие разновидности пейзажей:

  • деревенский или сельский;
  • городской (в т. ч. индустриальный и ведута);
  • морской пейзаж или марина.

При этом пейзажи могут быть камерными или панорамными. Кроме того, пейзажные произведения различаются по характеру:

  • лирический;
  • исторический;
  • романтический;
  • героический;
  • эпический;
  • фантастический;
  • абстрактный.

Представители

Французская деревня Барбизон, которая находится близ королевской резиденции Фонтебло, манит своими красотами пейзажистов уже много веков. Природа в этом месте сохранила свою нетронутую красоту, густые леса и успокаивающую тишину. Это место стало идеальной колыбелью для Барбизонской школы живописи, в которую вошли такие известные художники, как Т. Руссо, Ж. Дюпре, Д. де ла Пенья, Ф. Милле. В те времена их легко было встретить на тропинках местных лесов и деревень с мольбертом или блокнотом. Они были одними из первых, кто прибегнул в своем творчестве к пленэрным зарисовкам.

Также в Барбизоне бывали Г. Курбье, молодые К. Тройон, Шантрейль, Ш. Добиньи, а также известный скульптор А. Бари. Кроме того, поблизости, в местечках под названием Шайи и Марлотт, трудились такие мастера, как К. Моне, П. Сезанн, Сислей, Ж. Сера. Художники снимали здесь жилье и свободно творили – так в Барбизоне было написано немало подлинных шедевров.

Барбизонцы в природе видели не только эстетическое, но и нравственное начало. Они считали, что она облагораживает человека, в противовес развращающему городу. Многие из них называли Париж Новым Вавилоном.

Но во взглядах барбизонцев также наблюдаются противоречия: хотя они стремились к честному изображения природы, при этом отрицали реализм как художественное направление, считая его слишком топорным и прозаичным. Также они не признавали острой социальной или тем более политической направленности в искусстве.

Однако это противоречие легко объясняется, если усвоить, что барбизонцы обращали внимание не столько на внешний вид объектов, сколько на их суть, и именно поэтому намеренно «размывали» границы реальных объектов, отрицая реализм и обращая взгляд зрителя глубже, в значение

Значение

Начало XIX века стало временем борьбы романтизма и классицизма во французском искусстве. Академики признавали пейзаж в качестве фона, на котором разворачивается сюжетное действие с участием мифических персонажей. Романтики же создавали слегка приукрашенные пейзажи.

Когда на арену вышли барбизонцы, они привнесли новое значение пейзажному искусству: изображая реалистичную природу, они прибегали к мотивам своей родины с обыденными сюжетами, с участием обыкновенных людей, занятых своим повседневным трудом. Представители Барбизонской школы живописи создали особый, национальный реалистический пейзаж. Это стало огромным шагом в становлении не только французского живописного искусства, но и других европейских школ, которые вставали на рельсы реализма XIX века.

Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовки творческой почвы для рождения импрессионизма. Характерным приемом представителей этой школы стало создание быстрого этюда на пленэре с последующим завершением работы в мастерской – этот прием предвосхитил подступающий импрессионизм.

Рейсдал

Якоб Исаакс ван Рейсдал – один из наиболее значимых нидерландских художников-пейзажистов. В отличие от множества художников XVII века, он особенно тонко чувствовал атмосферу и настроение пейзажа и активно выделял роль пейзажной детали. Хотя в этот век голландская живопись переживала расцвет в этой области, работы Рейсдала не утонули в этом многообразии благодаря особой экспрессии, колориту и разнообразию сюжетов его работ. Творчество этого художника оказало большое влияние на множество поколений европейских пейзажистов, в том числе на представителей школы барбизонской живописи.

С переездом творца в Амстердам его работы приобрели новое качество: его манера стала более величественной и богатой. Именно тогда впервые из-под его кисти появилось на свет ставшее знаменитым рейсдаловское небо, затянутое облаками. Эта деталь впоследствии стала настоящей визитной карточкой художника.

Но небо не перетянуло на себя все внимание: Якоб ван Рейсдаль с особой дотошностью изображал все детали видимой реальности и своих наблюдений. Многие его картины даже выделяются подробной топографической точностью, но иногда он обращался и к своему воображению. К примеру, это относится к его пейзажам с водопадами: Рейсдал никогда не бывал в тех местах, где можно было встретить водопады, но он писал их, опираясь на картины Аларта ван Эвердингена, который бывал в Норвегии и Швеции.

Так Якоб ван Рейсдал написал свои скандинавские пейзажи, при этом никогда не бывая тех краях – свои работы он сотворил, опираясь на творчество известных ему художников. Интересно, что эта его серия породила огромное количество подражателей, которые пытались сымитировать манеру Рейсдала, который сам никогда не был в Скандинавии.

Но наиболее известными стали лесные пейзажи Рейсдала – именно по ним становится очевидным его влияние на Барбизонскую школу. Однако намного сильнее он повлиял на английских авторов – особенно это заметно по работам Гейнсборо и Констебла.

Руссо

Основным вдохновителем школы стал Пьер-Этьен-Теодор Руссо 1812 года рождения. Впервые в Фонтенбло он прибыл в 1828-1829 годах и тут же принялся за написание этюдов. После Руссо отправился в Нормандию, где написал свои первые шедевры, среди которых «Рынок в Нормандии». Пять лет он странствовал по Франции, в том числе оставаясь некоторое время в Барбизоне и Вандее, где создал «Каштановую аллею». Теодор Руссо забирался даже в самые далекие места, которые не манили прочих художников – так он написал, к примеру, «Болото в Ландах».

Накануне революции он поселился со своим другом критиком Торе в Барбизне в крестьянском доме – там он и написал свои главные произведения. Постепенно в их доме стал собираться круг друзей, таких же художников. На протяжении последующих нескольких лет он создал свои знаменитые полотна, такие как «Выход из леса Фонтенбло. Закат», «Дубы в Апремоне», «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры». Хотя Парижский салон Руссо не принимал на протяжении тринадцати лет, Всемирная выставка 1855 года подарила ему успех и уважение.

Дюпре

Самым близким по творческой манере к Руссо был Жюль Дюпре, который был старше его всего на год. На творчество Жюля повлияло путешествие в Великобританию и знакомство с работами Костебла, а также близкое общение с Каба. В нем усилились реалистические настроения, в результате чего Дюпре перестали принимать на Парижский салон.

С Руссо они работали не только в барбизонской деревне, но и в различных уголках Франции, при этом умудрялись сохранить свои творческие индивидуальности. В 1849 году Дюпре получил орден Почетного легиона, что стало поводом к ссоре с Руссо – он ордена не получил. Это положило конец совместной работе. Последующие годы Дюпре создал свои самые известные шедевры: «Деревенский пейзаж», «Старый дуб», «Вечер», «Ланды», «Дубы у пруда». Вплоть до 1867 года он не отправлял свои плотна в Салон. А с 1868 года Жюль Дюпре стал выбираться в Кайе-сэр-Мер, где писал свои марины, такие как «Морской отлив в Нормандии».

Де ла Пенья

Нарсис Виржилио Диаз де ла Пенья не сразу пришел к реалистическому пейзажу. Его дружба с Руссо выпала на вторую половину его жизни. Поначалу он увлекался романтизмом – любимым художником де ла Пенья был Корреджи. Работы его выглядели празднично и ярко. Собрав лавры на Парижском салоне, с 1844 года Диаз вскоре начал работать совместно с Руссо.

В лесу Фонтенбло его стиль поменялся. Тогда он создал свои пейзажи «Лесная дорога», «Возвышенность в Жан-де-Пари», «Пейзаж с сосной», «Дорога через лес», «Осень в Фонтенбло», «Опушка леса», «Старая мельница около Барбизона». Несмотря на то что Диаз де ла Пенья упоминается реже, он также входил в группу барбизонских художников-пейзажистов.

Милле

В отличие от прочих барбизонцев, Жан-Франсуа Милле родился в деревенской среде, был сыном простого крестьянина. В начале своей карьеры он увлекался Пуссеном и Микеланджело, и, помимо пейзажей, рисовал и в других жанрах. Немалое влияние на формирование художника оказал Шарль-Эмиль Жак.

Свою первую картину с «крестьянским» сюжетом Милле создал в 1848 году. Еще через год он переехал вместе с Жаком в Барбизон, где завязал дружбу с Руссо и стал членом группы барбизонцев и жителем деревни, в которой прожил до конца жизни. Там Милле пишет свои картины с крестьянами, занятыми простым трудом: «Сеятель», «Собирательницы колосьев», «Собирательницы хвороста», «Человек с мотыгой» и многие другие. Особенно интересны последние картины творца- «Уборка гречихи», «Весна», «Стога: осень». Милле является типичным представителем Барбизонской школы пейзажа.

Добиньи

Творчество Шарля-Франсуа Добиньи началось с поездки в Италию, где он начал писать сюжетные произведения. Выставленный на Парижском салоне в 1840 году «Св. Иероним» обрел шумный успех, после чего он стал иллюстрировать книги различных французских писателей: Бальзака, Поля де Кока, Виктора Гюго, Южена Сю и других.

К пейзажу Добиньи пришел только к концу 40-х годов, когда встретил Коро и подружился с ним. В отличие от других представителей школы, художник большое внимание уделял свету в своих работах, что роднит его с импрессионистами. Так он создал свои картины «Жатва», «Большая долина Оптево», «Запруда в долине Оптево».

К концу 50-х годов он осуществляет свою давнюю мечту и строит лодку-мастерскую, на которой позже совершил путешествие по рекам Франции. Эта поездка породила на свет множество известных картин: «Песчаный берег в Виллервиле», «Берег моря в Виллервиле», «Берега реки Луэн», «Утро», «Деревня на берегу Уазы».

Другие барбизонцы

Также стоит отметить других важных художников, которых причисляют к группе барбизонцев.

Констан Тройон дружил с Дюпре и Руссо, и некоторое время творил вместе с ними. Но после поездки в Голландию он увлекся творчеством Поттера и переключился с пейзажа на изображение животных. Среди его известных полотен — «Быки отправляются на пахоту. Утро», «Отправление на рынок».

Кроме того, к кругу барбизонцев принадлежали Никола-Луи Каба, Огюст Анастази, Эжен Сисери, Анри Арпиньи, Франсуа Франсэ, Леон-Виктор Дюпре, Исидор Даньян и многие другие. Однако искусствоведы склоняются к мнению, что четко ограничить круг барбизонцев невозможно. Что касается последователей, многочисленные ученики школы так и не смогли превзойти своих учителей. Их картины находятся в небольших городах Франции и практически неизвестны.

Барбизонцы и Россия

В России творчество барбизонцев весьма почитаемо и уважаемо. Довольно большое количеств картин барбизонцев находилось в частной коллекции графа Н. А. Кушелева-Безбородко, позднее они были переданы в Эрмитаж. Также многие работы представителей барбизонской школы были в коллекции известного писателя И. С. Тургенева: творчество Руссо, два пейзажа Добиньи и два полотна Диаза, «Хижины» Дюпре и многие другие.

Немалое влияние творчество барбизонцев оказало на русских художников Ф. Васильева, Левитана, Саврасова. В. В. Стасов в своем труде «Искусство XIX века» высоко оценил представителей школы за то, что они не «сочиняли» пейзажи, а творили с натуры. По его мнению, они передавали истинную красоту природы, вкладывая в краску свои личные душевные переживания.

Таким образом барбизонцы не только стали определенной ступенью в развитии живописного искусства, но и во многом определили развитие пейзажной живописи в дальнейшем. Их работы до сих пор высоко ценятся в среде искусствоведов и простых зрителей.

Источник: fb.ru

Читайте также:

Оставить ответ